Третий Спас: что празднуют, история, традиции и приметы праздника

Леді

29 августа православные и греко-католики отмечают Третий Спас, который в народе называют Ореховым. Это завершение череды праздников Спаса, знаменующее окончание лета и начало осенней прохлады.

История праздника

Третий Спас установлен в честь переноса Нерукотворного образа Спасителя из города Эдесса в Константинополь.

Согласно церковным преданиям, Иисус Христос однажды умылся водой и вытер лицо льняным полотном. На ткани отобразился Его лик – Нерукотворный образ Спасителя. Этот лик впоследствии исцелил смертельно больного правителя Эдессы Авгара. Позже с этого образа были созданы первые иконы Спаса Нерукотворного.

В 944 году жители Эдессы передали святыню в Константинополь, где она была размещена в храме Святой Софии. Однако в 1204 году Нерукотворный образ был похищен и утерян во время кораблекрушения.

Традиции Третьего Спаса

Праздник приходится на период созревания лесных орехов, которые собирали и заготавливали на зиму. Поэтому народное название праздника – Ореховый Спас.

Помимо этого, Третий Спас называют Хлебным, поскольку к этому времени заканчивалась жатва и начинался посев озимых. В народе выпекали первый хлеб из зерна нового урожая. С этим связано выражение: «Третий Спас – хлеба припас».

Ещё одно название праздника – Полотняный Спас. С давних времён к концу лета устраивались ярмарки, на которых продавали домотканые полотна.

Народные пословицы гласят:

  • «Первый Спас – на воде стоят, Второй Спас – яблоки едят, Третий Спас – на горе полотна продают».

Приметы на Третий Спас

  • Дождь с грозой – к тёплой осени.
  • Чем больше соберёшь орехов на Ореховый Спас, тем богаче будет урожай хлеба в следующем году.
  • Журавли улетели до Третьего Спаса – жди ранних морозов на Покров, если нет – зима будет поздней.
  • Много орехов на Спас – через год хлеба будет в избытке.
  • Ореховый Спас – солнце пошло на осень.

Третий Спас – это не только церковное, но и глубоко народное торжество, насыщенное традициями и символизмом. Этот праздник напоминает о связи человека с природой, о важности благодарности за её дары и о гармонии между духовным и земным.

Ужгород