Эксперименты на бизнесе и народе

Похоже, отечественная власть пытается довести эксперимент на украинском бизнесе до своего логического конца. То есть, найти ту критическую точку, за которой последует его полный обвал. А значит, можно будет сразу же принимать «спасательные меры» и получать электоральные дивиденды.

По-другому объяснить повышение акцизов на вина и пиво сложно. Напомним, сегодня стало известно, что Кабмин одобрил проект закона об увеличении ставок акцизного сбора на пиво и крепленые вина на 74% и 280% соответственно, чтобы привлечь в бюджет 730 млн. грн. Понятно, что бюджету нужны деньги, от этого зависят социальные выплаты, а значит рейтинги политических лидеров накануне выборов.

Но вот вопрос: а сколько стоит загубленная отрасль? Ведь делать такие «подарки» производителям во время падающего рынка – это означает рубить на корню бизнес. Ясно, что алкоголь и «табачка» являются основными «палочками-выручалочками» для любого бюджета даже в развитых странах. Но там все же проводятся хоть какие-то расчеты, а повышение акцизов не происходит исключительно по той причине, что в бюджете образовалась огромная дыра.

Итак, с теми, кто потеряет деньги и перспективы в принципе все понятно. Это, как всегда, производители и население. Первые утратят возможность роста, вторые – деньги из кошелька, так как производители вне сомнения внесут корректировки в цену своей конечной продукции.

Выиграет же не только правительство в политическом плане, но и те, кто успешно продолжает осваивать бюджетные потоки. Кроме того, вне всяких сомнений, повышение акцизов на пиво и крепленое вино на руку производителям водки. Ведь подорожание пива и портвейна приведет к тому, что любители этих напитков, не имеющие возможности увеличивать свои расходы в условиях кризиса, просто начнут покупать тот алкоголь, который будет дешевле. А это – низкокачественная водка.

То есть, получается, что, увеличив акцизы на пиво и крепленое вино, Кабмин сделает элегантный подарок «водочникам». Причем тем, кто специализируется на производстве напитков из «левого» спирта. То есть, теневому сегменту производителей, которые, как правило, работают вполне официально.

Кто именно пролоббировал данную инициативу – сказать сложно. Однако, с учетом того, что Минфин находится в обезглавленном состоянии, можно предположить, что ставки, согласно которым оплачиваются подобные инициативы, несколько понизились, а профильное лобби получило более прямой доступ к телу украинской власти.

Продвинуть данное постановление мог кто угодно из крупных производителей водки. Но в данной связи вспоминаются недавние инициативы владельца «Хортицы» Евгения Черняка, который в апреле призывал ввести минимальные цены на крепленые вина. А также законодательные инициативы почетного президента компании «Олимп», народного депутата Павла Климца, который недавно вносил в Верховную раду проект закона об увеличении акциза на пиво с 1 июля на 50 коп. – до 81 коп./л ( 161%), а с 1 января 2010 года – до 1,01 грн/л.

Как бы там ни было, но теперь слово за пивным и винодельческим лобби, которое отнюдь не такое сильное, как водочное, но все же может принести в Минфин чемоданчик аргументов.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии